Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страничка музыкального руководителя

 

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с №38 » Журавушка»

Алейникова Ирина Васильевна

 

Сообщаю о себе следующие сведения:

общий стаж педагогической работы 19 лет;

образование – 1991 г., Ростовский государственный педагогический институт, специальность педагогика и психология дошкольная, квалификация преподаватель  педагогики и психологии дошкольной, методист по дошкольному воспитанию;

сведения о дополнительном профессиональном образовании – 2021 г., ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний», по программе «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

                                                                      Родителям на заметку

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

О.П.Радынова.

«Музыкальное воспитание дошкольников»

Москва 1994.Музыкальное воспитание в семье

 

Требования к музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС

 

С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. О том, какие изменения внес ФГОС в музыкальное развитие дошкольников, и как теперь измениться профессиональная деятельность музыкального руководителя читайте в нашей статье. Первое, на что следует обратить внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ — это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами. Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении содержания программы музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС.

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы в ДОУ по ФГОС теперь в рамках музыкального воспитания по Стандарту представлено в другой образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным. Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС — общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из них — это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого специалиста, воспитателя заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя. Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).

Задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО Реализация цели предполагает решение ряда задач: знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей в ДОУ; формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей — звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.

Виды деятельности в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС ДО В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — эмоциональное в непринужденной форме общение с родителями, восприятие детской музыки, стихов, песенок, тактильно-двигательные игры. В раннем возрасте (1 год — 3 года) — это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года — 8 лет) происходит в виде различных игр, включая сюжетно- ролевую игру как основную деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Программы и технологии музыкального развития дошкольников по ФГОС В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание по ФГОС в ДОУ дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, и помимо основной общеобразовательной программы, может включать в себя и авторские наработки, технологии. Программа музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ направлена на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности детского учреждения. В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в музыкальном развитии по ФГОС .Уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях; Использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей). Построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС; Поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС; Предоставление воспитанникам возможности выбора — материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения; Защита детей от любых форм насилия — физического и психологического. Какие цели преследует стандарт в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС. Обеспечение государством одинаково равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.